Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Проект нового закона «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма» ждет парламентского рассмотрения и принятия

17-05-2017

Проект нового закона «О противодействии отмыванию доходов

и финансированию терроризма»


В 2016-м году Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики «О Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы» от 21 января 2013 года № 11 разработала проект нового Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию террористической и экстремистской деятельности», который в июне 2016-го года был внесен на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

В Главе 9 Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы определены цели, задачи и меры по развитию финансового сектора Кыргызской Республики. В частности, в параграфе 9.1. вышеуказанной главы, в числе прочих, предусмотрены меры:

  • по совершенствованию правового обеспечения банковской деятельности в соответствии с международными нормами, в том числе путем совершенствования правовых механизмов по идентификации и верификации выгодоприобретателей (бенефициарных собственников) акций банка, клиентов банков, операций и сделок клиентов, операций и сделок банков;
  • обеспечению открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственников (акционеров, участников) для развития конкурентной среды и укрепления рыночной дисциплины;
  • совершенствованию мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При разработке законопроекта были устранены неточности и конкретизированы нормы права действующего Закона (выявлено около 70 % слабых сторон), а также приняты во внимание международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, которые признаются и соблюдаются свыше 190 юрисдикциями мира.

В рамках международного соглашения Кыргызская Республика, как государство-член ЕАГ должна предпринимать активные шаги по разработке и применению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, соответствующего международным стандартам, а также принимать участие в программах взаимной оценки.

Первый раунд взаимной оценки проходил в 2007 году. По его итогам Кыргызская Республика получила низкие рейтинги, находилась в усиленном мониторинге ЕАГ и попала в «серый список» ФАТФ.

В течение 2017 года будет проводиться 2-й раунд взаимной оценки национальной системы Кыргызской Республики по ПОД/ФТ. В период с 27 марта по 6 апреля 2017 года выездная миссия экспертов-оценщиков ЕАГ посетила Кыргызскую Республику и провела оценку деятельности государственных органов и частного сектора Кыргызской Республики. В ходе Пленарного заседания ЕАГ, в ноябре 2017 года будет рассматриваться Отчет о взаимной оценке Кыргызской Республики.

В этой связи на сегодняшний день важным вопросом и основным препятствием для успешного прохождения взаимной оценки Кыргызской Республики является несовершенство действующего Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» от 31 июля 2006 года, который не соответствует законодательству Кыргызской Республики и Рекомендациям ФАТФ от 15 февраля 2012 года.

Своевременное принятие Жогорку Кенешем КР проекта нового Закона, подписание и вступление в силу Закона позволит Кыргызской Республике активно защитить свои позиции и получить высокие рейтинги при рассмотрении Отчета Кыргызской Республики.

Не принятие законопроекта повлечет за собой целый ряд нежелательных последствий для Кыргызской Республики, а именно:

- Кыргызская Республика будет определена как высокорискованная страна, не соблюдающая международные стандарты, что отрицательно скажется на имидже и инвестиционной привлекательности страны;

- в отношении Кыргызской Республики будут приниматься различные санкции, в том числе финансового характера, что негативно отразится на финансово-экономических отношениях Республики с зарубежными партнерами.

Между тем новый проект Закона содержит целый ряд нововведений, отвечающих международным нормам и стандартам. Так новым Законом:

1) определяются конкретные субъекты системы, их задачи, полномочия, а также порядок их взаимодействия;

2) определяются общие принципы по управлению и снижению рисков легализации преступных доходов и финансирования террористической деятельности;

3) устанавливаются правовые механизмы по применению целевых финансовых санкций в отношении лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, распространению оружия массового уничтожения;

4) новый Закон определяет порядок формирования и опубликования актуальной информации о бенефициарных собственниках юридических лиц, созданных на территории Кыргызской Республики в целях обеспечения прозрачности юридических лиц и предотвращения владения и контролирования преступниками или связанными с ними лицами значительной или контролирующей долей в юридическом лице;

5) предлагается провести оценку рисков в секторе некоммерческих организаций (НКО) и провести разъяснительную работу среди НКО в целях противодействия использованию НКО в финансировании террористической и экстремистской деятельности;

6) конкретизируются случаи и меры проведения надлежащей проверки клиента (идентификация и верификация) с применением риск-ориентированного подхода, а также расширяются требования по надлежащей проверке клиента в отношении национальных публичных должностных лиц для реализации требований Конвенции ООН против коррупции;

7) устанавливается порядок проведения международных и внутренних электронных денежных переводов для противодействия финансированию террористической и экстремисткой деятельности;

8) конкретизируются нормы по установлению и развитию международного сотрудничествав сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической деятельности и т.д.

Основаниями для введения новых норм и положений законопроекта также являются:

  • несоответствие законодательства Кыргызской Республики международным стандартам в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов, финансированию террористической деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • необходимость полноценной реализации международных обязательств Кыргызской Республики в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности (ПЛД/ПФТЭ);
  • обязательства КР по выполнению рекомендаций ФАТФ (межправительственная организация, по выработке международных стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляющая оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам (Financial Action Task Forceon Money Laundering).

Пресс-служба ГСФР