Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

​Интервью Председателя ГСФР Кадыралиева А.Дж. газете «Слово Кыргызстана»

23-03-2017

Интервью Председателя ГСФР Кадыралиева А.Дж. газете «Слово Кыргызстана»

«В ожидании оценки» опубликовано 17 марта 2017 г. В газете «Слово Кыргызстана», «В конце недели»

Целостность и устойчивость финансовой системы имеет решающее значение в государственном строительстве, прежде всего, как фактор развития экономики, сохранения политической и социальной стабильности, и как важная составляющая обеспечения национальной безопасности.

В практике мирового государственного строительства существует немало примеров, когда именно этот фактор сыграл и продолжает играть основополагающую роль в бурном экономическом развитии тех или иных стран. И в то же время, немало примеров, когда нестабильная финансовая система приводила к краху экономические реформы и попытки государства продвинуться в своем развитии. Мировой опыт борьбы с финансовыми преступлениями показывает, что в современном мире существует великое множество потенциальных, и уже апробированных методов и схем дестабилизации финансовых систем. В их числе схемы отмывания доходов от преступного промысла занимают не самое последнее место.

По оценкам экспертов, доходы от таких преступлений, как незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, торговля оружием и работорговля, казнокрадство и коррупция приносят преступным сообществам доходы в сотни миллиардов. И эти средства, пройдя процесс отмывания, имеют все шансы попасть в легальную экономику. Последствия такого финансового вливания не сложно предугадать – инфляция, обвал рынка, дестабилизация финансовой системы и прочие беды. Поэтому государству необходимо предпринимать исчерпывающие меры для борьбы с преступлениями в финансовой сфере.

Более 10 лет в Кыргызской Республике функционирует Национальная система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), которая нацелена на реализацию единой государственной политики в сфере борьбы с финансовыми преступлениями и правонарушениями. Она является важным компонентом стратегии борьбы с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью, ее деятельность направлена на защиту прав и свобод граждан Кыргызстана, на обеспечение устойчивости и безопасности финансовой системы Кыргызской Республики.

Но, справляется ли Национальная система ПОД/ФТ Кыргызстана с решением возложенных на нее сложных и масштабных задач? Кто и как может оценить ее возможности и уровень эффективности? Беседа с Председателем Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики Кадыралиевым Айбеком Джумабаевичем касалась именно этих вопросов.

  • Айбек Джумабаевич, Вы недавно получили назначение на эту должность, позвольте поздравить Вас этим. Скажите, пожалуйста, в состоянии ли национальная система ПОД/ФТ сегодня полноценно решать те непростые задачи, которые возложены на нее?
  • Мы говорим о сложных и масштабных задачах, которые решает Ваша служба и Национальная система ПОД/ФТ. Какие это задачи?
  • Что представляет собой взаимная оценка? Обязательно ли Кыргызстану проходить ее и почему?
  • Первая взаимная оценка, если я не ошибаюсь, проходила лет десять назад? Что она показала тогда и что дала Кыргызстану?
  • Какие параметры Национальной системы ПОД/ФТ будут оцениваться миссией? Разве наши законы еще не приведены в соответствие с нормами международного права?
  • Если результаты взаимной оценки окажутся неудовлетворительными, то есть, рейтинги соответствия республики международным стандартам окажутся низкими, каковы могут быть последствия, чем это может грозить Кыргызстану?

-- Спасибо за поздравление. Если говорить о состоянии дел в сфере ПОД/ФТ, могу сказать однозначно, что система функционирует, и все поставленные задачи решаются в полной мере. Но вопросы совершенствования законодательной базы, развития и повышения эффективности системы никто не отменял. И мы работаем над этим. Оценить возможности системы и уровень действенности предпринимаемых мер нам только предстоит, и займутся этим международные эксперты Евразийской группы по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Буквально на днях мы ожидаем прибытия миссии оценщиков в рамках второго раунда взаимной оценки.

-- Если говорить о масштабных, стратегических задачах, надо, прежде всего, сказать о том, что Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики является уполномоченным органом в сфере ПОД/ФТ, и как таковая координирует деятельность всех государственных структур, задействованных в сфере ПОД/ФТ. А межведомственное сотрудничество нацелено на решение таких задач, как сокращение организованной преступности и незаконной предпринимательской деятельности, устранение условий, способствующих созданию и усилению терроризма, незаконного оборота наркотиков и коррупции. Не менее важными задачами являются – предупреждение незаконного вывода денежных средств и доходов за пределы страны, возврат незаконно выведенных доходов. Серьезной задачей в плане повышения эффективности Национальной системы ПОД/ФТ надо считать вопросы совершенствования правоприменительной и судебной практики по делам, связанным с ОД/ФТ, и в этой связи, специальное обучение следователей, прокуроров и судей. И, конечно же, важным аспектом нашей работы является укрепление международного сотрудничества, налаживание партнерских отношений с ПФР зарубежных стран, прежде всего, по вопросам обмена информацией, знаниями и опытом в сфере борьбы с финансовыми преступлениями.

-- Взаимная оценка – это оценка, в данном случае, государства на соответствие установленным нормам и стандартам. С 2004 года Кыргызстан является полноправным членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). И если Пленарное заседание принимает решение о проведении очередного раунда взаимной оценки, то решение это обязательно для исполнения всеми членами организации. Взаимные оценки ЕАГ проводятся в соответствии с утвержденным графиком. Основная цель - оценить техническое соответствие государства Рекомендациям ФАТФ, а также изучить уровень эффективности правоприменительной практики национальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Сегодня в Кыргызской Республике нет очевидного верховенства международного права над правом национальным. И в то же время, в современном мире финансы не имеют границ, торгово-экономические связи между странами, финансовые расчеты, инвестиционные проекты, выполнение межгосударственных кредитных соглашений – все это надо принимать, как объективную данность. А это значит, что свою часть международных обязательств, в том числе и в сфере борьбы с финансовыми преступлениями Кыргызстан обязан выполнять. Поэтому международное сотрудничество так важно для нас. И именно поэтому мы, сегодня делаем все для того, чтобы Кыргызстан успешно прошел взаимную оценку, как государство, обладающее правовыми механизмами, соответствующими международным стандартам.

-- В феврале 2007 года Кыргызская Республика в числе первых прошла взаимную оценку на соответствие международным стандартам в сфере ПОД/ФТ. Надо сказать, что это было время, когда и подразделение финансовой разведки Кыргызстана, и в целом Национальная система ПОД/ФТ делали первые шаги. Это был период становления, период формирования стратегии и создания правовых основ деятельности ГСФР, и функционирования всей системы ПОД/ФТ.

Во многом именно поэтому, итоги первого раунда взаимной оценки оказались для Кыргызстана неутешительными. Республика была включена в режим усиленного мониторинга ЕАГ и оказалась в, так называемом, «сером» списке ФАТФ.

Выявленные в ходе миссии недочеты, высказанные по ее итогам предложения и рекомендации, помогли впоследствии активизировать процесс выработки и принятия необходимых решений. Несколько последующих лет усиленной работы по устранению недостатков и приведению национального законодательства в соответствие с международными правовыми инструментариями, и самое главное, с Рекомендациями ФАТФ, дали свои положительные результаты – Кыргызская Республика была выведена из режима усиленного мониторинга ЕАГ и исключена из «серого» списка.

Но чего это стоило Кыргызстану, каких усилий и напряжения потребовал такой успех? Кыргызская Республика была исключена из «серого» списка ФАТФ в 2014 году, без малого семь лет, предпринимая усилия по выходу из него. Попасть в «серый» список легко, а вот выйти из него, оказаться в числе государств с низким уровнем риска финансовых преступлений, как говорится, вернуть доброе имя, чтобы вновь занять достойное место в общемировом процессе противодействия финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов, очень даже не просто.

Сегодня перед Государственной службой финансовой разведки стоят задачи дальнейшего развития и совершенствования правовых основ Национальной системы ПОД/ФТ. Отечественное законодательство должно быть приведено в соответствие с международными нормами права, стандартами и новыми Рекомендациями ФАТФ. И, я уверен, что делать это необходимо не только в рамках подготовки Кыргызской Республики к предстоящему второму раунду взаимной оценки. Все это нужно нам для того, чтобы не терять те, достаточно заметные позиции в международной борьбе с финансовыми правонарушениями, которые наша республика занимает сегодня. И хотел бы добавить, что решение этих задач касается не только уполномоченного органа – ГСФР, но и всех, кто имеет отношение к ПОД/ФТ, то есть, правоохранительных, надзорных и судебных органов, коммерческих структур и финансовых институтов.

-- За десять лет в Законодательство Кыргызской Республики в сфере ПОД/ФТ были внесены значительные изменения и дополнения, имплементированы основополагающие принципы и требования международных норм и стандартов, заложенных в целом ряде Конвенций ООН и Рекомендациях ФАТФ. Поэтому говорить о том, что наше законодательство не соответствует международным стандартам, было бы неверно. Другой вопрос, что борьба с финансовыми преступлениями требует движения вперед, она не стоит на месте, она развивается. Международное право, стандарты обновляются, механизмы противодействия совершенствуются. К примеру, в 2012 году ФАТФ приняла новые рекомендации, и они должны быть включены в национальное законодательство, как того требуют международные обязательства Кыргызстана. ГСФР, как уполномоченный орган и Правительство КР отслеживают этот процесс, инициируют внесение тех или иных изменений и дополнений в законопроекты, которые затем направляются в ЖК КР. Так на сегодня на рассмотрении в парламенте находится новый проект закона «О противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма и экстремизма». Нормы данного законопроекта разработаны с учетом новых Рекомендаций ФАТФ.

Предстоящая миссия взаимной оценки будет оценивать Кыргызскую Республику на соответствие национального законодательства в сфере ПОД/ФТ именно этим, нынешним нормам и стандартам. Задача миссии определить уровень соответствия правовых механизмов Кыргызстана Рекомендациям ФАТФ, эффективность функционирования Национальной системы ПОД/ФТ и Национальной оценки рисков (НОР).

-- Если по итогам взаимной оценки, рейтинги соответствия окажутся низкими, Кыргызстан в целом ожидает целый ряд достаточно ощутимых, я бы сказал, болезненных, последствий.

Напомню, что ФАТФ (FATF) является межправительственной организацией, по выработке международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Рекомендации ФАТФ неукоснительно соблюдаются более, чем в 190 юрисдикциях мира.

Данные государства и международные финансовые организации, в рамках международных обязательств перед ФАТФ, могут применить в отношении Кыргызской Республики самые различные санкции, в том числе финансовые, путем принятия публичных заявлений (резолюций). В свою очередь, применение санкций в отношении Кыргызской Республики влекут такие негативные последствия, как:

  • понижение репутации и инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики, как следствие невыполнения принятых на себя международных обязательств, а это значит, последует снижение количества или прекращение притока иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику, что негативно отразится на финансовом рынке нашей страны и существенно замедлит экономический рост и развитие;
  • отказ международных финансовых учреждений от сотрудничества с финансовыми учреждениями Кыргызской Республики, что приведет к сокращению двухстороннего движения денег, сокращению прибыли финансовых институтов и предпринимателей и соответственно оплаты налогов в бюджет государства;
  • повышение стоимости банковских услуг по переводам денежных средств за рубеж и сокращение деятельности банковской системы Кыргызской Республики, в связи с прекращением прямых корреспондентских отношений с банками иностранных государств;
  • сокращение объема поступающих денежных средств, отправляемых нашими соотечественниками в Кыргызскую Республику;
  • повышение объема «теневой экономики» в Кыргызской Республике.

Также одним из последствий несоответствия законодательства Кыргызской Республики в данной сфере может стать снижение эффективности предупреждения и пресечения легализации (отмывания) преступных доходов, финансирования террористической и экстремистской деятельности, которые являются тяжкими видами преступлений.

Перспективы, как вы понимаете, далеко не радужные. Думаю, что это необходимо понимать всем, потому что все это касается нашего государства в целом, а не только Государственной службы финансовой разведки и тех ведомств и организаций, кто непосредственно задействован в сфере противодействия финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов. Сегодня, к примеру, было бы весьма уместно и своевременно рассмотрение и принятие Жогорку Кенешем КР Закона КР «О ПОД/ФТ», в котором, как я уже говорил, отражены международные стандарты, заложенные в новых Рекомендациях ФАТФ.

Подводя итоги нашего разговора, хочу сказать, в Кыргызской Республике в этом году будет проходить 26-е Пленарное заседание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Наша республика уже проводила подобный форум в 2008 году, на Иссык-Куле. На этот раз мероприятие будет проходить в мае, в городе Бишкек. Подготовка к этому масштабному форуму требует много сил и максимальной ответственности от нас. Сегодня мы параллельно с подготовкой к взаимной оценке, усиленно работаем и над решением задач по проведению Пленарного заседания. Есть все основания полагать, что мы справимся и с этой задачей, и сумеем достойно организовать и провести этот международный форум.

Спасибо!