Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Сегодня финразведке Кыргызстана исполняется семь лет!

08-09-2012
Свой день рождения отмечает служба, которая призвана противодействовать "отмыванию" незаконных доходов.
8 сентября 2012, 18:55 Наталья Филонова
Финразведка ведет отсчет своей истории со дня подписания президентом республики Указа №352 от 8 сентября 2005 г. "Об уполномоченном органе по борьбе с финансированием терроризма и "отмыванием" доходов, полученных преступным путем, - Службе финансовой разведки Кыргызской Республики". Как сегодня ведется борьба на этом фронте и уменьшились ли потоки "грязных" денег? Об этом "ВБ" рассказал председатель Государственной службы финансовой разведки Мелис Мамбетжанов, который возглавляет ведомство с начала этого года.
- Какие нормативно-правовые акты, препятствующие "отмыванию" доходов, полученных преступным путем, были инициированы и приняты?
- За семь лет была заложена правовая основа функционирования в республике национальной системы противодействия финансированию терроризма и легализации преступных доходов (ПФТ/ОД). В первую очередь создана законодательная база деятельности подразделения финансовой разведки. Так, специалисты службы разработали проекты около 30 законов, которые были приняты Жогорку Кенешем КР и подписаны главой государства. То есть все инициированные нами законы сегодня полноценно работают. Главным образом это были законы о внесении изменений и дополнений в те или иные действующие законы КР. Все это было продиктовано необходимостью гармонизации отечественного законодательства и приведением его положений в соответствие с требованиями международных правовых актов, конвенций ООН и рекомендаций FATF в соответствующей сфере. Например, в нашей стране ранее такое понятие, как "финансирование терроризма" не было криминализовано, сегодня в Уголовном кодексе КР статьей 226-1 определена мера наказания за данный вид преступления.
Международная группа по разработке финансовых мер (FATF) приняла новые рекомендации. И это ставит перед нами задачи по подготовке новых законопроектов. Совершенствование международных правовых механизмов подразумевает и наши шаги в сторону совершенствования. Мы обязаны приводить национальное законодательство в соответствие с международными нормами.
Ну а базовым для нашей службы и всей системы ПФТ/ОД, безусловно, является Закон Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации ("отмыванию") доходов, полученных преступным путем", который был принят в 2006 году.
- Как много проводится подозрительных финансовых операций? Штрафовались ли банки в последние два года?
- Что касается первого вопроса, то, к сожалению, я не могу сказать, что такое явление отсутствует совсем. ГСФР, согласно Закону "О ПФТ/ОД", регулярно получает сведения об операциях, подпадающих под критерии подозрительности. Наши аналитики работают с этими данными, но аналитические выкладки наших специалистов передаются в правоохранительные органы только по запросу в рамках возбужденного уголовного дела. Ни в каком ином случае сведения, защищенные законами "О банковской тайне", "О банках и банковской деятельности" и "О ПФТ/ОД", никому передаваться не могут. Это табу.
Что касается штрафов, то с нарушителями требований Кодекса об административных правонарушениях ГСФР проводит постоянную работу. Есть и такие банки, на которых налагались штрафы.
- С какими структурами вы взаимодействуете?
- Опасность преступлений в финансовой системе, таких как отмывание преступных доходов, слишком велика и реальна, чтобы отмахиваться от нее как от назойливой мухи, образно говоря. По последним данным международных исследовательских центров, совокупная сумма отмываемых в мире так называемых грязных денег превышает несколько триллионов долларов. Этот денежный океан формируется из ручейков и речек, бурных потоков, которые "отмываются" во всем мире каждый день, ежечасно и ежеминутно. Эти добытые преступным промыслом средства попадают в легальный экономический оборот, нарушая естественный ход развития финансовых систем и экономик стран. Конечно же, в одиночку подразделениям финансовой разведки с такого рода масштабными задачами не справиться. В Кыргызстане в рамках функционирования национальной системы ПФТ/ОД создана межведомственная комиссия, в которую входят все министерства и ведомства, так или иначе втянутые в орбиту борьбы с финансовыми преступлениями и финансированием терроризма. В первую очередь это правоохранительные, надзорные и судебные органы республики. Кроме того, мы подписали соглашения о межведомственном сотрудничестве со многими министерствами и ведомствами. Уверяю вас, все соглашения действуют.
- Оплатил ли Кыргызстан членство в "Эгмонте"? Что нам может дать членство в этом объединении?
- Наше членство в группе "Эгмонт" нельзя назвать дорогостоящим. Сумма взноса не столь значительна, чтобы Кыргызстан не мог ее оплатить. Важнее само наше присутствие в этой группе. Членство в данной организации дает нам возможность обмениваться самой необходимой и важной информацией с подразделениями финансовой разведки 131 страны мира. Это позволяет нам отслеживать средства по незаконным сделкам практически в любой точке планеты. Добавлю, что члены группы "Эгмонт" оказывают при этом более существенную помощь друг другу, чем простой обмен информацией.
- Каково отношение к Кыргызстану со стороны международной финансовой организации FATF? Внесена ли наша республика в "черный" список этой организации?
- Я уже говорил о том, что собой представляют сегодня преступления в финансовой сфере. Мир борется с "отмыванием" преступных доходов и финансированием терроризма и экстремизма. В международном сообществе выработана стройная и действенная система противодействия ФТ/ОД. Кыргызстан является одним из полноценных и результативных звеньев этой мировой цепи. Поэтому и отношение к нашей стране со стороны международных организаций, в том числе и FATF, соответственно положительное. Кыргызстан является опосредованным членом FATF, поскольку мы входим в Евразийскую группу ПФТ/ОД. За последний год представители Кыргызстана дважды принимали участие в работе пленарных заседаний FATF, отчеты по прогрессу национальной системы в обоих случаях принимались положительно. Я думаю, что Кыргызстан будет и дальше развивать систему ПФТ/ОД, выполнять рекомендации этой международной финансовой организации и придерживаться положений конвенций ООН и других международных нормативных актов. Кыргызстан в настоящее время находится в так называемом сером списке FATF. Сегодня мы работаем над решением вопроса вывода Кыргызстана из этого списка.
- Какие крупные исследования проводятся сейчас вашей службой?
- Ответить на этот вопрос невозможно, не нарушая при этом положения Закона "О ПФТ/ОД". Скажу только, что ГСФР сегодня работает полноценно. Деятельность ее дает ожидаемые результаты в вопросах безопасности финансовой системы страны.