Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

«Не приписывайте нам не наши полномочия»

10-10-2010
Интервью Председателя ГСФР газете «Слово Кыргызстана»

 

 

Государственную службу финансовой разведки (ГСФР) в последнее время все чаще наделяют несвойственными ей полномочиями. В частности некоторые политологи, и даже чиновники высокого ранга намеренно или случайно, считают, что служба финансовой разведки обязана проводить оперативно-розыскные мероприятия и пресекать финансовые преступления, связанные с оттоком финансов, арестом банковских счетов или неожиданным снятием такового. Обоснованы ли подобные суждения и как далеко распространяются полномочия Государственной службы финансовой разведки в борьбе с финансовыми преступлениями? Ответы на эти вопросы мы постарались получить в интервью с Председателем Государственной службы финансовой разведки Гульмирой Шакировой.

 

Шакирова Гульмира Абидиновна - 5 октября 2010 года Указом Президента Кыргызской Республики назначена Председателем Государственной службы финансовой разведки КР.

Окончила Московский государственный университет, аспирантуру МГУ им. М. Ломоносова, кандидат экономических наук.

 

-- Гульмира Абидиновна, вы недавно получили назначение на пост Председателя ГСФР, но это назначение можно считать вашим возвращением в данный госорган, только в новом качестве, не так ли?

 

-- Да, я работала в Службе финансовой разведки, можно сказать с самого начала ее становления. В это же время активно формировался основной костяк нынешнего коллектива, без преувеличения скажу, профессионалов высокого класса. Собственно, каким и должен быть личный состав подразделения финансовой разведки. Такова общемировая практика и негласная установка членов международного сообщества по вопросам подбора кадров в сфере противодействия финансовым преступлениям. К примеру, наши специалисты помимо работы в привычных компьютерных программах Word и Excel являются активными пользователями таких программных продуктов, как i-2, Oracle, Visualinks, которые международными организациями и зарубежными подразделениями финансового мониторинга с успехом используются в проведении финансовых расследований и анализа данных по подозрительным операциям.

 

-- Подозреваю, что к вам не всегда приходили готовые специалисты такого уровня. Их подготовка и повышение мастерства, наверняка, требует определенных усилий и вложений?

 

-- Несомненно. Чтобы получить прибыль надо вложить средства - гласит основной закон бизнеса. Чтобы получить качественную работу специалиста хорошего уровня нужно создать условия для повышения его квалификации. В этом плане с самого начала образования Службы серьезную методическую и техническую помощь нам оказывали зарубежные организации и финансовые институты. Например, начиная с 2006 года, успешно были реализованы проекты технической помощи Всемирного банка (ВБ), Управления по наркотикам и преступности ООН (УПН ООН), Международного валютного фонда (МВФ), Министерства финансов США и Международного учебно-методического центра Российской службы финансового мониторинга. Некоторые наши специалисты проходили обучение в США, Европе, в России. И этот процесс обучения сотрудников перманентно продолжается, поскольку финансовая преступность в мире имеет тенденцию к наращиванию темпов, следовательно, и противодействие этим преступлениям должно быть адекватным.

В рамках проектов технической помощи нам удалось не только обучить своих специалистов, но и провести обучающие семинары для сотрудников правоохранительных и надзорных органов, коммерческих и некоммерческих организаций. Создать информационно-аналитическую систему, приобрести специальное серверное оборудование и весьма специфическое программное обеспечение. Кроме того, международное партнерство дало возможность разработать и принять базовый закон о противодействии финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем (ПФТ/ОД), адаптировать его в национальное законодательство. Последнее давалось очень не просто.

 

-- Тем не менее, в адрес Службы финансовой разведки время от времени высказываются замечания, обвинения в бездействии или недостаточной оперативности. Буквально на днях в электронных СМИ прозвучало замечание одного из высоких чинов в адрес Службы. Ваша Служба, судя по его словам, не предпринимает надлежащих оперативно-следственных мер по некоторым замороженным или арестованным банковским счетам, с которых непонятно почему вдруг были снят арест. Вы могли бы разъяснить ситуацию?

 

-- Вы знаете, иногда бывает очень сложно пояснить ситуацию, которую намеренно или по незнанию искажают люди, обязанные быть компетентными в подобных вопросах. Ошибки в высказываниях чиновников, искажения во мнении некоторых, так называемых, экспертов является следствием их недобросовестного подхода к обсуждаемому вопросу, следствием незнания предмета данного вопроса. На самом деле ответ и на ваш вопрос, в том числе, лежит буквально на поверхности.

Согласно положению Государственная служба финансовой разведки является органом, уполномоченным принимать меры по противодействию финансированию терроризма и по борьбе с "отмыванием" доходов, полученных преступным путем. Какие это меры, и в каких пределах они принимаются Службой подробно расписано в законе КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем». Кстати в ноябре этого года исполняется четыре года с момента вступления закона в силу.

ГСФР - это государственный орган административного типа, у нашей Службы нет, и никогда не было полномочий связанных с оперативно-розыскной и следственной деятельностью. Мы не имеем права налагать аресты на банковские счета и иные финансовые источники. Наши специалисты работают только с поступающей к нам информацией о банковских операциях, о сделках в небанковской сфере. И только при наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что операция с денежными средствами или иным имуществом связана с финансированием терроризма и "отмыванием" доходов, полученных преступным путем, соответствующая информация направляется в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

У нас есть Интернет сайт fiu.gov.kg., где любой желающий может найти ответы на свои вопросы.

 

-- Мне иной раз приходится слышать разговоры о том, нужна ли Кыргызстану подобная Служба вообще.

 

-- Тот, кто задается подобными вопросами, не в курсе проблематики. Если бы мы не создали пять лет назад Службу по своей инициативе, то нас бы заставило сделать это мировое сообщество. Сегодня мир защищается от организованной преступности и терроризма всеми возможными способами. Противодействие финансированию терроризма и легализации преступных доходов, защита устойчивости финансовой системы - это наиболее эффективный и цивилизованный способ борьбы с мировыми негативами и вызовами нового тысячелетия. Страны, где нет своей системы ПФТ/ОД, где нет подразделения финансового мониторинга и нет соответствующего закона, автоматически попадают в черный список международных организаций регулирующих мировые процессы борьбы с финансовыми преступлениями. Кыргызстан является членом Евразийской группы ПФТ/ОД, одними из первых в этой региональной организации мы успешно прошли взаимную оценку. Кыргызстан стал полноправным членом международной группы Эгмонт, которая объединяет 120 стран. Наши ближайшие соседи еще только готовятся вступать в эту группу, приводя национальное законодательство в сфере ПФТ/ОД в соответствие с международными стандартами. Мы же этот этап давно прошли. Наша Служба на евразийском пространстве занимает достаточно высокое положение и пользуется авторитетом. И теперь, после пяти лет кропотливого труда и немалых достижений профессионального коллектива задаваться вопросом - а нужна ли такая служба стране?, по меньшей мере, несерьезно.

 

-- А результаты?

 

-- За 9 месяцев текущего года нашей Службой проведены финансовые расследования по 39 уголовным делам, которые были возбуждены правоохранительными органами Кыргызстана. По ним проходят 215 фигурантов, причастных к выводу денежных средств из республики, рейдерству, присвоению бюджетных средств и другим финансовым и должностным преступлениям.

Нами подготовлено и направлено в правоохранительные органы 9 материалов по признакам предикатных преступлений связанных с отмыванием денег. По 4 из них возбуждены уголовные дела. В компетентные органы республики направлены 5 инициативных материалов по 18 лицам по признакам их возможной причастности к финансированию экстремизма в июне этого года.

В подразделения финансовых разведок США, России, Швейцарии, Украины, Латвии и Голландии направлены запросы с целью установления фактов вывода денежных средств приближенными экс президента Бакиева.

В Российскую службу финансового мониторинга направлен инициативный материал по схеме отмывания денег через банки Кыргызстана по 30 физическим и юридическим лицам России. Нами получен положительный ответ и благодарность российских коллег.

Вы должны понимать, что это далеко не все результаты нашей работы. Многое остается за кадром, поскольку закон о ПФТ/ОД не позволяет нам быть более откровенными в обнародовании исследуемого нами материала.

В заключении хочу еще раз сказать, что свои функции в пределах определенных законом полномочий Служба финансовой разведки выполняет полноценно и добросовестно. И вряд ли правомерно и далее присваивать нам несвойственные полномочия и обязанности.