Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Интервью пресс-секретаря СФР КР газете «Вечерний Бишкек» «У террористов есть свои финансисты»

09-11-2009
8 сентября 2009 года исполнилось четыре года со дня основания Службы финансовой разведки Кыргызской Республики. По меркам истории органов государственной службы срок небольшой. И вполне возможно, что немногие наши читатели информированы о целях и задачах, которые поставлены перед этой Службой. А между тем финансовая разведка решает вполне определенные, и, судя по всему, важные для экономики Кыргызстана задачи. Чем более закрыта тема, тем больший интерес она вызывает у публики - это аксиома. Поэтому мы сочли уместным опубликовать интервью c пресс-секретарем Службы финансовой разведки Кыргызской Республики Бердибаем Саматовым.

Корр: - Отсутствие подробной информации о деятельности Службы финансовой разведки - это объективная необходимость?
С.Б. - В числе рекомендаций международных организаций, в частности ФАТФ, имеет место обязательное требование открытости и прозрачности работы подразделений финансовых разведок. Тем не менее, определенные ограничения доступа к информации о деятельности Службы финансовой разведки должны быть, они неизбежны, и продиктованы, прежде всего, интересами тех, кто в силу обязательств перед законом обязан сотрудничать с нами, и в целом интересами дела. В конце концов, этого требует закон. В 2006 году был принят и в ноябре того же года вступил в силу закон КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (ПФТ/ОД), об этом законе мы информировали общество не раз, отмечали также, что он является базовым для нашей Службы. Так вот, положения этого закона недвусмысленно предупреждают тех, кто так или иначе втянут в орбиту действия данного правового акта, и в первую очередь, сотрудников уполномоченного органа, об уголовной ответственности за разглашение служебной информации, связанной с банковской и коммерческой тайной. Сотрудникам СФР приходится работать с материалами, которые наши партнеры берегут, как зеницу ока. Поэтому и напоминание в законе, вполне оправдано.
Корр: -- А теперь о деле, об интересах которого идет речь? Если можно подробнее.
С.Б. - Служба финансовой разведки, согласно Указу Президента КР от 8 сентября 2005 года, является уполномоченным органом по противодействию финансированию терроризма и отмыванию доходов, полученных преступным путем. Шаг, совершенно своевременный и необходимый в плане дальнейшей интеграции Кыргызстана в мировое сообщество и для сохранения стабильности финансовой системы страны. Весь мир, как вы знаете, борется с отмыванием доходов от преступного бизнеса, настойчивыми попытками определенных сил оказать финансовое содействие террористическим организациям и экстремистским группам. Вы также должны знать, наверняка, что сегодня в мире, преступным промыслом, зарабатываются сотни миллиардов долларов. Самые доходные пути зарабатывания денег, как это ни странно, связаны именно с преступной деятельностью человека. Торговля оружием, торговля людьми, незаконный оборот наркотиков дают членам международных преступных картелей баснословные доходы. Легализация и реинвестирование таких сумм в экономикудаже самого мощного государства способно поколебать стабильность его финансовой системы, внести разнобой и хаос в отлаженный механизм банковского сектора. А что за этим последует, нетрудно догадаться. Не хочу преувеличивать значение этих видов международной преступности в нынешнем мировом финансовом кризисе, но отмывание незаконных доходов вполне могло бы стать одной из базовых причин этого явления, наравне с ипотечными операциями, дутыми акциями и нефтяными фьючерсами. Бесконтрольные валютные эмиссии в рынок, например, могут привести к девальвации национальной валюты, скажем, в таких небольших государствах, как наше, или вызвать всплеск инфляции, рост цен на рынке недвижимости, поднять цены на продукты питания и т. д. То есть, такой акт вполне сравним с серьезной экономической диверсией.
-- Вы нарисовали картину реальной экономической угрозы. Если это так серьезно, насколько адекватны меры противодействия подобным преступлениям?
С.Б. - В этой картине нет вымысла, все это имеет место быть в мировом пространстве, где-то, в какой-нибудь стране, возможно и сегодня нечто подобное происходит. Международное сообщество не первый год ведет активную борьбу с финансовыми преступлениями, хитроумными схемами легализации доходов от преступного бизнеса. Но, дело в том, что эти преступления несут не только экономическую угрозу. В них заложена угроза стабильности государственного устройства, жизни мирных людей. В последние годы острие этой борьбы направлено и на такое понятие, как финансирование терроризма, частотные показатели удачных и не совсем удачных попыток профинансировать теракты и деятельность террористических организаций значительно возросли.
Спецслужбам и правоохранительным органам стало все сложнее решать специфические задачи, связанные с финансовыми ребусами, сложнейшими схемами банковских операций и переводов, поэтому на мировом уровне эти задачи уже не первый год выполняют специально создаваемые подразделения финансовых разведок. Это и есть адекватные меры противодействия легализации преступных доходов. И то, что в нашей стране создана и три года уже действует Служба финансовой разведки это очевидный показатель нашей активности в этом непримиримом противостоянии.
-- Если финансовые преступления, о которых мы с Вами говорим, имеют в основном транснациональный характер, то, наверняка, и в противодействии ваша Служба не одинока? Насколько организовано международное сообщество?
С.Б. -- Как я уже сказал, Кыргызстан лишь три года назад присоединился к этому глобальному процессу, тогда как цивилизованный мир начал эту борьбу еще в середине 80-х годов прошлого столетия. Деятельность нашей Службы стала давать первые, результаты только, когда был принят и вступил в силу базовый закон, 8 ноября 2006 года, о нем я говорил в самом начале. Но надо заметить, что и сегодня еще деятельность нашего подразделения не набрала полноценных оборотов. Перед Службой финансовой разведки, как, впрочем, и перед парламентом КР, все еще стоит сложная задача и многотрудная работа по гармонизации правового поля, по приведению кыргызского законодательства в соответствие с международными стандартами. Частично эту работу наши специалисты совместно с депутатами ЖК уже проводят, и довольно успешно. Первые 11 законов о внесении изменений и дополнений в действующие законы КР были приняты в сентябре2008 года, а в октябре были подписаны Президентом КР. Еще 13 законов с поправками в действующие правовые акты КР, которые входят в обязательный перечень правовых норм, рекомендуемых международными стандартами, были парламентом приняты весной уже нынешнего года.
Повышение эффективности борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма требует выработки единых рекомендаций и мер по противодействию в этой сфере, требует согласованных действий. Решение этих задач взяла на себя Целевая группа по финансовым мероприятиям в области отмывания денег (ФАТФ). Ситуация в мировой банковской сфере привела к тому, что ФАТФ была вынуждена принять 40 рекомендаций, выработав тем самым всеобъемлющие меры по противодействию легализации преступных доходов, позже к ним прибавились еще 9 рекомендаций, касающиеся противодействия финансированию терроризма. ФАТФ призывает все страны и юрисдикции привести свои национальные системы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствие с ее 40+9 рекомендациями. Надо сказать, что, даже не имея статуса международного правового акта, рекомендации ФАТФ на практике получили всеобщее признание в качестве универсальных международных стандартов ПФТ/ОД. В частности, в резолюции Совета безопасности ООН № 1617 от 2005 года, имеющей обязательный характер для всех государств-членов ООН, содержится настойчивый призыв выполнять рекомендаций ФАТФ.
Помимо этого, сегодня успешно действует Евразийская группа по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ЕАГ) - это региональная организация созданная по типу ФАТФ. О ней мы уже информировали посетителей сайтов отечественных информагентств в связи с проведением 8-го Пленарного заседания ЕАГ в нашей республике в 2008 году. Кыргызстан является членом этой группы. Мы прошли взаимную оценку на соответствие национальной системы ПФТ/ОД международным стандартам, отчеты Службы по всем прогрессам развития нашей национальной системы получили положительные отзывы, кстати, последний отчет был представлен Председателем Службы финансовой разведки КР в Москве, на 9-м Пленарном заседании ЕАГ. И на этом же заседании члены ЕАГ приняли решение снять с Кыргызстана режим усиленного мониторинга и перевести в обычный режим. Это один из важнейших успехов нашей Службы и национальной системы ПФТ/ОД Кыргызстана на международной арене. Следующим положительным моментом в нашей деятельности стало вступление Службы финансовой разведки КР в группу «Эгмонт», в мае нынешнего года, в ходе 17 Пленарного заседания организации ее члены единогласно проголосовали за вступление Кыргызстана в группу. Надо сказать, что это чрезвычайно важный шаг для дальнейшего развития национальной системы ПФТ/ОД и повышения эффективности работы ПФР Кыргызстана. Став членом группы «Эгмонт» наша Служба получает доступ к информации по закрытым каналам, из более, чем 110 стран мира. Но прежде чем стать полноправным членом этой международной организации, мы выполнили ряд обязательных условий вступления в группу «Эгмонт», в частности, решили вопрос криминализации такого понятия, как финансирование терроризма. До сентября прошлого года Уголовный кодекс КР не предусматривал уголовной ответственности за финансирование терроризма, сегодня это деяние уголовно наказуемо. Но это не значит, что совершенствование правовой базы национальной системы ПФТ/ОД на этом завершено, работа по внесению изменений и дополнений в отдельные законодательные акты КР будет продолжаться. Ибо, как говорится, совершенству нет предела, отставать от уровня мирового развития мы не имеем права.
- Но то, что вы вносите в законы изменения и дополнения, многие, наверняка, воспринимают, как попытку вашей Службы расширить свои полномочия.
С.Б. -- Опасения вызывают, скорее всего, не собственно расширения полномочий, а то, как и кого, эти полномочия ударят за неправедные доходы. Я думаю, что такая постановка вопроса будет вернее. Должен сказать, что разговоры о расширении полномочий не имеют под собой почвы. Процесс гармонизации правовой базы, внесение изменений и дополнений в действующие законы КР, это, по большей части, механическая работа по приведению их положений в соответствие с нормами Закона КР «О ПФТ/ОД». Полномочия, которых нет необходимости опасаться честным гражданам, предоставлены нашей Службе и всей национальной системе ПФТ/ОД, этим самым базовым законом, они уже работают и, поверьте, их достаточно для эффективного противодействия финансовым нарушениям и попыткам финансирования терроризма.
-- Вы говорили о результативности и эффективности деятельности Службы финансовой разведки. Это предполагает конкретные цифры, показатели. Назовите их, пожалуйста, если можно?
С.Б. -- Не думаю, чтодаже в угоду читательскому интересу было бы правильно пойти на нарушение процессуальных норм. Ведь цифры и показатели, о которых вы говорите, не принадлежат нашей Службе, они являются, в лучшем случае, банковской или коммерческой тайной, а в худшем, могут фигурировать в материалах предварительного следствия. Я бы мог назвать несколько цифр, в том числе и шестизначных, но что это даст? Вдаваться в подробности мы все равно не можем, и повиснут они в воздухе, это вам надо? Вам придется поверить на слово, результаты у Службы финансовой разведки Кыргызстана есть и весьма серьезные. В противном случае грош цена была бы всей нашей работе. И потом, мы хоть и не относимся к правоохранительным органам, а являемся государственным органом административного типа, орган ведь называется - Служба финансовой разведки. Должно же у разведки быть хоть какая-то загадка, тайна, не расшифрованная журналистами. Как вы считаете? Одно могу сказать точно - условия и основания для результативной работы растут с каждым днем, с каждым днем они становятся сложнее, а схемы финансовых преступлений все изощреннее, поэтому и нагрузка, с которой работают наши эксперты и аналитики постоянно растет.

Беседу вел Урмат Кенжесариев.


ПРИМ.: На сайте текст интервью выложен без редакторской правки